dick_hunter (dick_hunter) wrote,
dick_hunter
dick_hunter

Category:

Путешествие в Норвегию, Grand Voyage, или "Кажется, что-то пошло не так"

История, в которой опыт формируют не только позитивные события

Вступление как анонс
Прежде, чем начать повествование, вставляю копию заметки, написанной на следующий день после возвращения.

2014.06.01 Пока коротко общее впечатление.
Норвегия - ОЧЕНЬ!!!
Очень красиво!
Неожиданно очень многолюдно (города, городки, поселки повсеместно).
Очень сложные дороги, узкие, в серпантинах, много тоннелей.
Очень высокие цены (ожидаемо, были готовы).
Финляндия. Трасса Хельсинки-Турку СУПЕР!
Швеция. Уютно, мило. Но на нашей части маршрута пейзажи равнинно-холмисто-лесистые, российские (центральной части России). Стокгольм понравился, старый город особенно!
Эстония. Хорошо.
Латвия. Ужасные дороги. Очень запущенно все. Как-то не радостно.

Теперь само путешествие.
На текущий момент вижу такой план рассказа.

* Идея маршрута и подготовка
* Погода
* Стартовые затраты
* Погранпереход
* Гостиницы. Кемпинги
* Эстония - Финляндия - Швеция
* Паром. Дурацкая история.
* Дороги в Норвегии
* Дорога #45
* Kjeragbolten
* Люсе-фьорд
* Кафедра проповедника
* Берген
* Досрочный финиш
* Дорога домой
* Резюме

Потом, вероятно, повествование внесет свои коррективы. Но. Лиха беда начало.
AG4A3619_stitch_W1024


Идея маршрута и подготовка
Идея поехать в Норвегию на машине возникла прошлым летом. Практически сразу после автопробега по Исландии. Весенний недельный отдых с авто в Испании утвердил в правильности намерений. Есть безусловные плюсы в мобильности и свободном маршруте, не привязанном к датам бронирования отелей.
Для нас это и первый выезд за границу на машине. Раньше исключительно самолетами добирались.
Почему Норвегия? Виделось так. Дикая природа в шаговой доступности от дороги. Фьорды. Водопады. Рыбалка. К тому же реальная доступность по расстоянию. Тысяча километров до парома. Балтика. И еще пятьсот от Стокгольма до Осло. Итого 1500 километров - и вот уже и старт собственно путешествия. Запланированная общая длительность 20 дней, плюс - минус два. Суммарное расстояние 6500 километров.

Время поездки и метеоусловия
Время поездки - конец апреля - первая половина мая. Реально же выехали почти на три недели позже, 17 мая. Почему именно май? Вроде бы холодновато еще в тех краях. Дело в туманах, которыми Норвегия "славится". Где-то в сети прочитал, что май по статистике самый солнечный месяц в году. Так ли это на самом деле, судить не берусь. Но туманов не застали. Были солнце, дождь, облачно и пасмурно. Но туманов не было! Ночами было прохладно. До плюс девяти. Днем до 25 тепла в отдельные дни, чаще около 22оС. На перевалах температура ощутимо падала. Рекорд +5оС дважды за поездку. Но на перевалах мы не ночевали и это особо не напрягало.

Подготовка и затраты
Также впервые опубликовал в сети анонс поездки с приглашением всех желающих. Аж в декабре опубликовал! Желающие были. Но дела, понос и золотуха оставили желающих в России. Заодно, стандартные упреки, почему не позвал, почему не предупредил, и отчего скрывал(?!!) намерения, отсек напрочь. А поехали мы втроем. Дочка, жена и автор рассказа.
План маршрута в днях и на картах Google.
день дата откуда куда километраж описание комментарии
1 СБ 17.05 Москва Погранпереход Шумилкино - Лухамаа или Куничина Гора - Койдула 800 выезжать лучше сильно рано, иначе в СБ несколько часов по пробкам
переться
2 ВС 18.05 Погранпереход Таллин 300
3 ПН 19.05 Таллин (вечер) паром Таллин - Стокгольм выход в 17:00
4 ВТ 20.05 Стокгольм прибытие в 10:00 Посетить метро! Много станций вырубленных в скалах, с красивой
подсветкой
5 СР 21.05
6 ЧТ 22.05 Стокгольм Осло 530
7 ПТ 23.05 Осло Люсе-фьорд 515 это расстояние на 2 дня Здесь на Kjerag-bolten сходить надобно
8 СБ 24.05 Люсе-фьорд Ставангер и Кафедра проповедника Прекестулен
9 ВС 25.05 Ставангер Берген 270-400 от варианта маршрута
10 ПН 26.05 Берген Согнефьорд Laerdalsoyri (Лаэрдаль) 250
11 ВТ 27.05 катание по какой-то уникальной древней горной ж/д , и кораблик по фьорду
Согнефьорд - "Король фьордов", самый большой и глубокий фьорд в Европе, 240 км
Лаэрдальский тоннель в Норвегии — самый длинный дорожный туннель в мире, длина его составляет целых 24 000 метров, находится в графстве Sogn og Fjordane
12 СР 28.05 Лаэрдаль ледник Бриксдайл 275
13 ЧТ 29.05 ледник Бриксдайл Гейрангер 110 Одними из достопримечательностей фьорда Гейрангер являются водопады,
наиболее известные из которых — Семь сестёр, Фата невесты и Жених. По
берегам располагаются отвесные скалы высотой до 1400 метров и ледники.
14 ПТ 30.05 Гейрангер Олесунн или Алесунд (норв. Ålesund) 110 Туристический известный городок, исторический центр рыболовства
15 СБ 31.05 Ålesund Тронхейм 300 по пути "Трансатлантическая дорога" с очень
интересным участком всего-то 8 км!
16 ВС 01.06 Тронхейм Лиллехаммер 336
17 ПН 02.06 Лиллехаммер Осло 200
18 ВТ 03.06 Осло Стокгольм 523
19 СР 04.06
20 ЧТ 05.06 Стокгольм Рига. Таллин, Хельсинки, Санкт-Петебург ? вариант паромов Стокгольм-Таллин или Стокгольм-Рига дает плюс два
дня, котрые можно потратить в поездке внутри Норвегии
21 ПТ 06.06
22 СБ 07.06
23 ВС 08.06 Надо бы вернуться в этот день или днем раньше:)
ИТОГО 6500 км реально больше будет

Capture
Замечу пока, что планы планами, а реальность - см. заголовок рассказа!
Почему "туда" поехали через Таллин? В Риге и Вильнюсе я бывал. Не важно, что при советской власти, но неоднократно. А вот в Эстонии не приходилось. Старт был достаточно понятен, поэтому располагал к предварительной покупке билетов на паром в Стокгольм и бронированию отелей в этих городах. Далее в планах были только кемпинги с вариацией плюс-минус пара дней для свободы ощущений и реализации текущих настроений. Обратный путь в зависимости от наличия мест / билетов позволял выбирать путь из Стокгольма в Ригу, Таллин, Хельсинки или Санкт-Петербург.
Так, еще никуда не поехав, начали тратить деньги. Открытые шенгенские визы уже были. А вот страховка (мы обычно годовую берем) заканчивалась как раз за неделю до старта. В результате. Страхование жизни, плюс расширение полиса КАСКО на период поездки, обязательная Green-card на автомобиль, паром, международная кемпинг-карта (используется как personal-ID и дает скидку в некоторых кемпингах), плюс запас продуктов. И вот, 25000 рублей потрачено еще до выезда.
Подготовка машины непосредственно к путешествию не проводилась. Машина новая. По этой же причине где-то в поездке предстояло пойти первое ТО на 10000 км пробега. Расскажу, наверное, ниже.
На машине установлен багажный бокс на 460 литров, по сути и объему - второй багажник. Практически все кемпинговое оборудование и многое еще там и поместились. Газ в баллонах был взят... Похоже, еще не на одну поездку хватит! Также брали чай-кофе-сахар-сгущенка (уже не раз писал, за рубеж брать чай надо, там его в привычном нам варианте или вообще не найти, или найти, но с ненужным геморроем), крупы-вермишель, тушенку, специи-приправы, конфеты-печенье. По ходу поездки покупали мясо и хлеб, овощи и фрукты. Умеренное количество алкоголя было куплено в Duty-free на пароме. Здесь же привожу примерные цены в Норвегии. Информация найдена поиском в интернете, проверена лично. Все так. Поэтому, дабы не отвлекать от повествования таблицами, еще и ссылка на сравнительную таблицу.
Пару слов о бензине. 95-й в Эстонии 1,3 евро, в Швеции 1,5 евро, в Норвегии 2 евро. Средний расход по данным бортового компьютера в диапазоне 8,1-8,4 литра.

"Таможня берет добро"
И вот мы стартовали. Выехав из Москвы около 11 утра, к погранпереходу Куничина Гора прибыли к девяти часам вечера. В очереди на переход не было никого. Сама очередь электронная, что очень удобно.
На практике при расстоянии до перехода в 700 километров угадать время прибытия не реально. Брать с запасом тоже не хотелось, чтобы не ждать зазря. Поэтому, когда до границы оставалось около 50 километров, остановился, зарегистрировался с планшета на время плюс один час к текущему, и voila!
В интернет-отзывах читал, что переход платный, стоимость называли разную, но до 500 рублей. это не так. Последний участок перед пунктом перехода согласно вывешенных табличек платный. По прибытии на переход с тебя взимают оплату за проезд платной дороге. Тупая схема безусловно, но какая есть. Не я придумывал. Оплата: 150 рублей с машины. Наш паспортный и таможенный контроль прошли мгновенно. А дальше был... Первый "косяк".
Первое нездоровое во всех отношениях приключение случилось именно здесь. Уже на эстонской таможне.

- Куда едем?
- Туда и дальше.
- Хорошо. А что везем?
- Снаряжение, личные вещи.
- Тоже хорошо. А что пьем-курим?
- Не пьем, за рулем, мол. А курю сигареты.
...и...
- Здравствуйте, я Ваша ZHOPA!!! Сигареты!!! Отлично! А сколько ж сигарет с собой взяли?
Не ожидая подвоха, отвечаю.
- Как обычно. По блоку на человека.
- Ура! Контрабанда! Больше сорока штук нельзя! Будем платить пошлину!

В итоге за три блока уплачено 80 евро пошлины. Не критично. Но настроение подпортили. И не столько денег жалко, сколько тупо потраченного времени. На оперативной эстонской таможне оплата заняла почти два часа.
Так отличное начало экспресс-перехода стало отменой задницей. Кстати. Табака, как выяснилось, можно провозить беспошлинно полкило. Имейте ввиду, кого вопрос заинтересовал.

Эстония - Финляндия - Швеция
Выехали с таможни на территорию Эстонии уже к ночи. Примерно в начале двенадцатого. Перекусив у обочины, поехали в Тарту. Километров 70-80 от границы. Там у меня кемпинги на карте отмечены были. Один как бы супер, второй попроще.
В Тарту отель не бронировали, ибо угадать за сколько доедем до границы, сколько времени займет сама граница было не возможно. Однако. Планы планами, а по факту на месте первого кемпинга были примерно в начале второго. Ночь. Хоть глаз выколи. На месте кемпинга кабак и большая шумная тусовка. Чуть поодаль много домиков. Что и почему не понравилось, сложно сформулировать. Но мы поехали ко второму кемпингу. И не нашли его. Покурив, поматерившись, поехали в сторону Таллина. Уже часам в трем ночи, километрах в семидесяти от Таллина устроились на ночлег на берегу большого озера. Кемпинг был, но еще не был открыт (в смысле персонала и т.п. не наблюдалось в принципе). Дикие гости подобные нам были представлены несколькими легковушками и одним motor-home. И хотя место и расстояние планам не соответствовали... Sehr-gut!*
*Зер гут, Вольдемар! Зер гут!
Дороги в очень приличном состоянии. После Тарту и на подъезде к Таллину вообще новые автобаны. Поэтому ехать комфортно.

Утром поехали в Таллин, куда и прибыли часам к одиннадцати утра. Номер был забронирован в частном отеле с собственной парковкой в паре сотен метров от старого города. Но заезд обозначен с 14.00. Решив, что машина на частной парковке не помешает, для начала прибыли в отельчик. Нас выслушали и сказали: - Без проблем! И... Дали еще и ключи от номера! Отель представляет собой двухэтажный домик с огороженной территорией, на которой вокруг здания расположены стоянка, сад, веранда и миниплощадка с мангалом. Русский язык у владельцев и доступ к интернету также в наличии!
Потом до вечера мы гуляли по старому городу. Поднимались на смотровую площадку колокольни. Ходили-бродили. В общем, проникались колоритом старого Таллина. Вполне хорошо!
Новый день начинался благостно. Посетили этнографический музей на окраине города, погуляли вдоль балтийского побережья, устроили обед на основе барбекю опять-таки на берегу моря. И за час до отправления парома прибыли в порт. Здесь просто вставляю в рассказ уже написанную заметку:

Паром. Дурацкая история

Заметка, написанная на борту парома Таллин-Хельсинки
Итак. Мы путешествуем.
Вообще-то мы должны были идти в Стокгольм.
Однако...
Я уже с час хожу с идиотской улыбкой от уха до уха. Парковщики (вероятно при погрузке на паром они имеют свое, не ведомое мне, имя) упорно направляли нас не туда, а настойчивости от отсутствия уверенности в правоте нам не хватило.
Текущий результат. Тихой сапой форсируем Балтику в направлении Хельсинки. Представители компании извинились, выписали документы на гостиницу в Турку и билеты на паром Турку-Стокгольм.
Планы. Километров 200 от Хельсинки до Турку (точно лень посмотреть). Ночь в отеле в порту, что удобно. Утром посадка на паром и день в пути. Плановое прибытие в Стокгольм в результате сместилось с 10 утра на 18 вечера.
Интересно, что слов представителей компании, наш случай второй в истории. Первый был накануне. Что-то в системе им менять надо. Иначе разорятся, если все так начнут "путешествовать" :)))
Даже бонус есть. Мы, зная что ночью будем спать, решили сэкономить и взяли каюту внутреннюю, без окна, В класс. Новые билеты на дневной переход нам выдали с каютой А класса. Завтра с окном будем! :)
Примечание.
Когда пошли за машиной, такелажники на грузовой палубе рассказали несколько иную историю, чем официальные лица.
Говорят, что это не редкость. А самый курьезный случай по их версии, это погрузка туристического автобуса на один паром, а сорок пассажиров с этого самого автобуса на другой. Напомню, что паромы уходят в разные страны! :)))


Но и это «мрачное» событие было подсвечено приятной встречей. Круизный лайнер, который прошлым летом повстречали на севере Исландии, улыбнулся нам и здесь!Вот так вне плана через пару часов после отплытия мы оказались в Финляндии. Хельсинки проехали насквозь без остановок. Дорога до Турку была замечательной во всех смыслах. Отель в Турку расположен в сотне метров перед паромной стоянкой. Можно бы и сказать, что все замечательно. Но. В Стокгольме мы оказались не в запланированные 10 часов утра, а только в 18:15 вечера, т.е. минус день на прогулку по городу. А вот весь день на пароме - ну скучно очень! Считаю это вторым и большим "косяком».
Был с паромами связан и еще один интересный момент. При бронировании билетов в разделе «автотранспорт» система давала выбор до 5 метров и высотой до 1,9 м или до семи метров и до 2,4 в высоту. Наш же крейсер почти 5 в длину и с багажным боксом почти 2,4 в высоту. В Исландии, например был именно такой вариант для выбора, а здесь нет. Разница не теоретическая, а выражается в деньгах: чуть больше восьмидесяти евро. Я написал запрос с классическим русским вопросом: - Что делать? Ответ гласил, что не переживайте, если сейчас не доплатите, оплату возьмут перед погрузкой на паром. Так в итоге мы и плавали. 5/1,9 по деньгам против 5/2,4 реальных! И никто никакой доплаты не просил - не требовал. Полагаю, это компенсация на пошлину табачную на таможне!
В Стокгольме нас опять-таки немного обманули. Здесь недостоверную информацию дал известный сервис бронирования: "Отель располагает собственной автостоянкой за дополнительную посуточную оплату". А вот на ресепшне с доброй улыбкой во взгляде сказали примерно следующее: "Да, мы знаем, что так написано. Но у нас нет никакой стоянки! Где оставить машину? Да где угодно, где место найдете!". Мелочь, но не правильно это. Отзыв в системе бронирования давно оставил по этому поводу. А машина без приключений и штрафа переночевала перед входом в отель. Можно ли сие делать или не совсем можно, не понятно. На табличке цвета, картинки и цифры говорят вроде, что до 9 утра можно. А текст на шведском. Не разумеем мы по-шведски-то!
По городу, старой части города, гуляли допоздна. Парковок много. Места всегда есть, или только ввиду вечернего времени, не знаю. Парковочные автоматы очень просты и понятны. Оплата почасовая. Монетами или по банковской карте.
Из веселого. Когда поехали в центр, наша машина оч-чень заинтересовала полицию. Ехали по навигатору, выписывая непонятные повороты и развороты. А полиция минут двадцать ехала строго за нами, повторяя все наши маневры. Уехали только, когда мы припарковались. Кренделя же выписывать пришлось по причине активного ремонта дорог, о котором навигатор с предзагруженными картами не мог знать. Поэтому проезжаешь мимо закрытого нужного поворота. Потом навигатор перестаивает маршурт, потом... это еще пару раз повторяется!
Сам старый город абсолютно узнаваем благодаря обилию фотографий, просмотренных еще до поездки!
Хорошо в Стокгольме, но ехали мы несколько дальше, поэтому утром и тронулись в сторону Осло. Дороги очень приличные. Пейзажи знакомые. Денег за бензин не берут. Знаки раздражают.
Последние три момента поясню.
Пейзажи знакомые. Пейзажи средней полосы России.
Бензин. Здесь и еще раз уже в Норвегии. За много-много литров (обычно заливаю по 30-40, до полного) с карты снимали по 1 кроне. Первый раз шведской, второй норвежской. Когда снимут реальную оплату я уже и ждать перестал, но сняли дней через десять только. Странная система. Или сбой системы.
Дорожные знаки в Швеции используют не привычный белый, а желто-оранжевый фон, как наши временные. Мелочь, но мешает восприятию.
Граница между странами обозначена дорожным знаком, отключенным светофором и сменой вида дорожной разметки на привычную. В Осло добрались к концу рабочего дня. Поэтому оценили местный трафик. Так себе. С нашим не сравнить!!!
Что удивило. Это обилие и в Стокгольме и в Осло очень приличных кабриолетов марок Ferrari, Lamborghini, Porsche и подобных. Неожиданно!
Дороги в Европе вообще заставляют радоваться. Такое чувство возникает, что съездить сюда стоит хотя бы ради удовольствия порулить в свой кайф! И качество, и разметка, и своевременность знаком, и, конечно же, общее настроение и культура участников движения!
Но сие лирика. А мы тем временем прибыли в идеологически стартовую точку маршрута! В Норвегию!

Норвегия
Наша Норвегия начиналась в Осло. Поэтому и первые яркие моменты были здесь.
Туннели. Да, они встречаются практически в любой точке земли. Поэтому поначалу я даже напрячься не успел. А зря. Они очень длинные. Навигатор без сигнала GPS эффективность-полезность утрачивает. Поэтому пару раз проскочили нужные повороты и выезды. Ну да ладно. Относительно быстро приспособился ехать под землей по указателям, а не по экрану. Но это были цветочки. Потом лишь стало ясно, что туннелей в Норвегии неисчислимое множество. Как и горных серпантинов. Однако все-таки по порядку.
Количество частных яхт. Не в стиле шейх-абрамович, а относительно стандартных, метров по 10-12 в длину. Видели мы скопления яхт и в Испании, и в Италии. Но в Осло!!! Тысячи и тысячи!!! Это впечатляет!
Кемпингов в Осло было отмечено на моей карте три. Мы их все и объехали. Первый, в порту, как раз у яхтенных стоянок. Не фонтан место. Да не беда. Он открывался только с 1 июня. Второй на горе над городом. Очень понравился. Но. Тоже с 1 июня. Там же было сказано, что третий работает круглый год. Там и остановились. На окраине города. Рядом с большим озером. Очень хорошо! Огромная территория, тишина, красота! До ночи гуляли вдоль озера. Были покусаны какими-то сверхмелкими несекомыми. Кожа на голове еще дня три чесалась от укусов. Кстати. Больше кусачих зверей мы нигде не повстречали!
В первой половине дня следующего потратил час с лишним на запланированное действо - приобретение местной сим-карты. Это оказалось немного сложнее, чем я полагал. Купить. Сразу положить дополнительно денег на карту. Вставить. Убедиться, что не работает. Вернуться, спросить, что за на?! Выяснить в техподдержке оператора, что карту нельзя активировать, пока не будут переданы оператору сведения обо мне. Продавец этого не знал. В техподдежке и продавцу в итоге объяснили. Ладно. Диктуем мои данные, включая паспортные. Хорошо. Наберите теперь номер активации и ждите подтверждающего sms о подключении... Сколько ждать? Недолго, говорят, минут десять... Так после этих шаманских действий мы уехали, а sms так и не было, снова позвонил в техслужбу часа через четыре только. Там сказали, что мелочи, бывает всяко, они видят, что я в сети, и денег на счета много. Попробовал позвонить в Россию, да. Уже все работало. Итого. Карта с допплатежом обошлась в 150 NOK = 900 рублей. Это интернет un-lim и огромным числом звонков в Россию. И деньги закончились за 10 километров до выезда из страны. Т.е. очень неплохо.
Там же впервые на практике увидел, что такое LTE! К поездке был куплен соответствующий модем, который на эффективность 4G проверить не мог, ибо на тот момент у меня ни сим-карты, ни иного девайса с поддержкой нового наворота не было. LTE меня настолько впечатлил, что уже по возвращении домой обменял карту на новую с поддержкой LTE и вскорости и новый планшет с 4G купил. Чему рад!
Но... Снова отвлекся в сторону от основной линии рассказа.
Из достопримечательностей норвежской столицы наибольшее удовольствие получили от посещения парка скульптур Вигерланда. Грубоватые по исполнению, но охватывающие практически все аспекты человеческой жизни композиции. Еще и с хорошим тонким юмором!
И вот после обеда мы выехали из Осло. Путь был относительно близкий и ничего не предвещало...

Дороги в Норвегии
И хотя суть этого подзаголовка, на мой взгляд, на 100% отражена во вступлении-анонсе, повторюсь. Это НЕЧТО.
Сложные дороги. Горные. Узкие. В серпантинах, да иногда и вне, однополосные с разъездными карманами. Населенных пунктов всех видов и размеров очень много. А это ограничение скорости до 30-50.
На горных дорогах скорость ограничена не столько знаками, сколько здравым смыслом. Не видя ничего за поворотом, да еще и на участках с одной полосой, сам "помчишься" со скоростью черепахи.
Туннели (или, для любителей, тоннели). Аналогично располагают к ограничению скорости. Туннели есть очень забавные. По много километров в длину, с кольцевыми развязками, ответвлениями. Есть туннели с уклоном и поворотами обычного горного серпантина! Такие вообще песня!
Иногда дорога упирается в пристань. Это паромные участки трассы. Паромы ходят по челночной схеме. Туда - обратно. Как маятник. Относительно быстро. Но гораздо медленнее, чем движение на машине по асфальту.
Итого. Пять сотен километров в день - это очень много и долго. А иногда и двести как пятьсот.
Нередко дороги платные. Этот участок платный, это нет, этот снова. Этот мост бесплатный, проезд по этому платный. Благо система http://autopass.no очень комфортна в плане оплаты. Все через интернет! Никакого участия в оплате в процессе движения по стране. Все автоматически.
Камеры контроля скорости на дорогах обычно предваряют предупреждающие знаки. Однако не всегда. Можно и нарваться.
Интересно. Нигде, ни при какой крутизне спусков-подъемов нет грунтовок. Исключительно асфальтовое покрытие.
Здесь же хочу вновь вспомнить о пресловутой законопослушности европейцев. Вне населенных пунктов и камер едут как могут. И ограничение скорости остается только цифрой на знаках. Нежелание ехать выше разрешенной скорости иногда встречает непонимание в виде гудков или мигания фарами. Мораль. Люди везде люди. Только у некоторых есть понятие грани, чувства меры и умение пользоваться тормозами, а у других как бы и нет.
И одна нерешенная загадка. Очень часто, и в Швеции, и в Норвегии при движении уже в темноте встречали непонятных зверей. Сначала фары выхватывают только два ярких отражения в глазах. Потом эта неопознанная тварь Божия или перебегает дорогу, и или скрывается в траве-кустах. Размером с кошку или зайца. Окрасом черная, грудка белая. Кто это? Мы так и не поняли.

Путь Осло - Люсе-фьорд
Тут уместно взглянуть на карту и вспомнить, что из пункта А (Осло) в пункт B (тупиковый конец Люсе-фьорда) можно в теории добраться тремя путями. Что же сообщают участники одного известного и правильного форума?


Люсе-фьорд расположен примерно в 400 км на юго-запад от Осло.
На автомобиле – три маршрута:
1. Следуйте по трассе Е18 до Драммена. Из Драммена по трассе Е134 через губернию Телемарк. В Офте сверните на шоссе rv. 45 и следуйте до Сулескара, затем до Лауввика или Люсеботна. Этот маршрут занимает от 5 до 6 часов. Горный перевал закрыт в зимнее время.
2. Следуйте по трассе Е18 до Драммена. Из Драммена по трассе Е134 через губернию Телемарк, через Хаукефьель до Рёлдала. Далее следуйте на юг по дороге Рюфюлькевеген (rv. 13) до Оанеса. Этот маршрут занимает примерно 7 часов.
3. Следуйте на юг по трассе Е18 до Кристиансанда, затем по Е39 до Олгорда. Из Олгорда следуйте по шоссе rv. 45 и rv. 508 до Лауввика. Этот маршрут занимает примерно 8,5 часов.


Дорога 45
Думаю, не удивительно, что наш выбор пал на первый вариант. Мы проехали по замечательной дороге #45. Серпантины на треть состоящие из тещиных языков! Уклоны 7-12 процентов. Да. Уклоны дороги в Норвегии указывают в процентах, а не в промилле. На перевале температура упала до +5оС, но вновь пошла вверх по мере спуска. Там же мы впервые встретили снег. Сначала маленькие кучки в оврагах. Потом все больше. Потом снежные поля. Ни одной машины на многие километры. Временами стелющийся вдоль низин туман. Еще не вскрывшиеся от льда озера, где частично, а где и полностью. Красиво, а временами и жутковато! Увы. Когда до финиша оставалось 45 километров, оказалось, что последний участок дороги закрыт на реконструкцию.
И мы получили прибавку плюс 160 километров пути. Раздосадованные неожиданным увеличением маршрута, холодом, и наступающей ночью, мы остановились на ночлег у какого-то водного шума. "Водный шум" при свете дня оказался красивым водопадом!
На следующий день мы увидели совсем другой снег!

Продолжение.


Tags: estonia, family, latvia, norway, photo, russia, suomi, sweden, travel, читать
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments