dick_hunter (dick_hunter) wrote,
dick_hunter

Путешествие Армения - Грузия - Бермамыт. Часть первая

Рассказы позже.
Пока лишь отмечу, что все три самые сложные дороги Грузии пройдены.
Годердзи год назад, второе место.
Тушетия, номер один. Без особенностей, но на пределе возможностей машины в некоторых подъёмах.
И подъём в Ушгули. Третье место. Лично для меня самая напряженная из всех. Геометрия моего кроссовера чудом выдержала эту хрень.
Собственно, этот вояж в грузинской части маршрута был посвящен именно оставшимся дорогам, номер один и номер три, по сложности.
Прочие моменты лишь бонусы :)
Из поста по пути в сторону дома.
Путешествие Армения - Грузия - Бермамыт
13 - 30 июля 2018
Обзорно мы покатались по Грузии год назад. Но это было начало мая. Очень интересные для меня Тушетия и Сванетия остались “за кадром” - в горах в то время ещё много снега, да и дорогу в Тушетию открывают обычно ближе к концу июня.
Давно также хотелось попасть на плато Бермамыт в горах нашего Северного Кавказа. Но ехать 1500 км (это лишь в одну сторону) только с целью посещения плато было не с руки, хотелось плато “присовокупить” к большему маршруту.
А в Армении мы вообще раньше не бывали. Плюс сухопутная дорога туда лежит только через Грузию. Вот так и сложился примерный план маршрута.
Друзья и активные участники прошлых автопутешествий долго не могли определиться с работой, но в итоге участвовали в армянской части маршрута. Высокогорья и “сложнодорожье” Грузии и Бермамыт мы посетили уже в одиночестве. Это, если по количеству машин считать!
Первая ночевка, где мы и воссоединились двумя экипажами, была в посёлке Нижний Мамон Воронежской губернии.
Семья москвичей-байкеров решила уйти от городской столичной жизни и организовала на купленном участке экоферму. За “умеренную” плату предоставляют ночлег всем желающим. Желающих, судя по увиденному, реально много. Деревенский дом, деревенский быт, куры, козы, кролики и пауки в ассортименте. Бассейн под звёздно-лунным небом прилагается. На любителя. Мы попробовали больше из общего интереса на фоне размышлений где бы переночевать и вообще встретиться? Ибо из Москвы машины выехали с разницей в шесть часов. Хотя и приехали в Мамон лишь с двухчасовой!
Главное неудобство - относительно далековато съезжать в сторону с М-4. Не главное: “экоферма” сильно на любителя…
Фото фрагментов быта экоотдыха в Н.Мамоне прилагаю
Далее два дня мы провели у друга в Ставрополе. Сильно “уставший” один из двух я пропустил, находясь в неге алкозависимости и её последствий. Интуиция не подвела - мой организм набирался сил перед главным безумием этого путешествия.

Российско-грузинская граница... Матом и много раз матом. ОДИННАДЦАТЬ часов! Это перебор с любой точки зрения. Что интересно. На грузинской границе три полосы. И никакой очереди (одна-две машины перед тобой абсолютно не напрягают). У нас полтора десятка полос. И непонятное безумие. В интернете представители пропускного пункта рассказывают, что в сезон поток машин в несколько раз превышает пропускную способность. Но вот почему этот суперпоток никак на грузинской стороне не сказывается? Ну да ладно. Повлиять никак, “понять и простить”. Хотя совсем и не хочется ни первого, ни второго.
Замечу, что это безумие происходило на фоне очень корректной работы ГИБДД. Несколько машин патрулировали очередь. Пытавшихся проехать мимо разворачивали и возвращали в хвост. Из нескольких сотен машин (а пробка была около четырёх километров длиной) в итоге мимо проехали максимум пятеро. За взятку или по большому знакомству, не берусь гадать. Но работа патрульных существенно упорядочивала это “мероприятие”.
Итого. Начав “великое стояние” в шесть вечера, к семи утра (плюс час на другой временной пояс) добрались до Степанцминды. Казбеги, так привычнее звучит. И были вознаграждены открытым Казбеком в лучах восходящего Солнца. Чаще он закрыт облаками. А тут прямо канонический вид! Ура!
Там же и поспали часа четыре после дёрганой бессонной ночи.

Нарзаны вдоль ВГД

Пообедав в отличном ресторанчике ближе к Тбилиси прямоходом добрались до границы с Арменией.
Где нам немного повыносили мозги абсолютно бардачно организованным (перевожу на нормальный язык - вообще никак не организованным) сбором чего-то экологического. В рублях это “что-то” примерно 600 или 700, не помню точно. Затем покупка страховки на период пребывания, но не меньше, чем на десять дней. Что интересно. Два кроссовера, по два литра движки. Но страховка с разницей в 100 рублей. С хрена ли? Без ответа.
А дело было к вечеру. А нам в Ереван для начала...
Вот тут мы и начали знакомство с дорогами Армении. А заодно и особенностями вождения в стране.
Дороги разные. Есть отличные бетонки. Хотя и мало. Есть совершенно безобразные участки. Хорошо, что их тоже относительно мало. Знаков с указанием скоростного режима первые дни не хватает. Приходится на интуицию полагаться местами. Потом привыкаешь и вроде уже нормально. Камер много.  Допустимое превышение плюс 10.
Из особенностей местного вождения меня раздражало лишь одно. Непонятная любовь значительной части местных водил ехать строго посередине дороги. По полосе в сторону - а они посередине. Две полосы в сторону движения? “Не проблема - еду строго по центру разметки!” И этого лозунга негде не встречено, но следуют ему часто. Хорошо, что не большинство! В остальном без особенностей. Машин относительно мало. Пробок не замечено. Бензин дороже нашего.
В Ереван приехали ближе к двенадцати ночи. Четыре часа утреннего сна после дурацкой ночи не сильно помогли, и дорога по серпантинам, значительной частью уже в темноте, показалась долгой и нудно-напряженной. Сразу скажу, что обратно через неделю мы промчались по ней за несопоставимо короткое время и вообще без напряга!

Армения по моим ощущениям оставила несколько печально-тягостное впечатление. Пейзажи пастельно-умиротворяющие. Цены на всё (кроме бензина) очень низкие. Откровенно бедно и как-то не весело живёт народ. Надеюсь, новая власть сможет решить основные проблемы в стране.
Очень понравилось обилие фонтанчиков с питьевой водой. Повсеместно. В людных и безлюдных местах. И постоянное указание знаками вдоль трассы. Супер!
Поразило, что на улицах большинство говорит между собой и по телефонам на русском языке, крайне умеренно разбавляя речь армянскими словами.
И мясные блюда готовят отменно! А вот персики, крайне аппетитные, внешне как с картинки, совсем не вкусные. Странно.
Ереван
Главные позитивные впечатления связаны не с городом, а с людьми.
По совету друга остановились в пригороде Еревана в доме известного художника.
Сын тоже художник.
Потом посетили концерт весьма самобытного коллектива The Naghash Ensemble, где познакомились сначала с вокалом, а после концерта и лично с дочерью.
Вообще вся семья очень приятная!

Впечатлил и пантеон великих армян. Большинство надгробий произведения искусства. Но и все надписи, кроме могил Арама Хачатуряна и Сергея Параджанова, на армянском языке. Но даже и на армянском хорошо узнаваем бюст Фрунзика Мкртчана.

Что же мы успели посетить в Армении?
Монастыри. Точнее, очень много монастырей!
В традициях армянской церкви нет помпезного украшательства храмов. Строгая архитектура плюс время, часто это столетия. В итоге выглядят полузаброшенными. Хотя практически везде встречали служителей церкви. Т.е. все действующие.
Но есть и другая, очень хорошая традиция. По всем значимым поводам мастера вырезали хачкары. Это огромные камни, иногда до трёхметровой высоты, густо покрытые глубокой ажурной резьбой. Очень древние, просто старые, относительно свежие. Множество вокруг и на территории храмов и монастырей!

Гарни. Древний храм и чудесное ущелье, обрамлённое тысячами базальтовых колонн. Даже имя собственное у это природного «органа» имеется: Симфония Камня. Впрочем, это великолепие пока не удостоено даже мал-мальски отремонтированной дороги.
Древний храм Гарни

и ущелье Симфония Камня

Гегард. И вновь, великолепие окружающих пейзажей рассказывает об основателях монастыря больше, чем безмолвные стены древних построек.

Хор Вирап запомнился отличным видом на Арарат. Монастырь практически на границе с Турцией расположен.

Татев монастырь – лучшая дикая ночёвка всего путешествия с оглушающим панорамным видом!
Сказка. Сложно и сейчас поверить, что это было с нами!
Канатная дорога в монастырь проложена через два ущелья. Прокатиться очень хотел М.М., но, увы. В вечер приезда билеты уже не продавали. А поутру в кассе сказали, что билеты только на 16 часов. Ждать целый день не было никакого смысла.

Одноимённые ущелье и монастырь Нораванк

Агарцин Пожалуй, единственный с максимумом реставрации. От этого очень не типичный по восприятию.

Гошаванк с новыми сводами “куполов” и с наиболее запущенными каменными стенами. Но очень приятный при этом.

Норатус - самое старое армянские кладбище. По сути, выставка хачкаров за многие века.

Пещерный город Хндзореск
Как позже выяснилось, массово посещаем со стороны трассы и дальше ножками по мостику. Мы же проехали какими-то козьими тропами, по отвратительным дорогам, но оказались в самом центре древнего поселения, куда идущие по мосту просто не доходят!
Удивительно, что полунасильное переселение жителей из пещер в дома нового села произошло совсем недавно, в середине XX века. Но большинство пещер с дверями и под замками и используются как хозяйственные постройки потомками прежних жителей.

Крепость Смбатаберд и первая серьёзная и сложная дорога.
О крепости было известно, что подъехать к ней на машине теоретически возможно, но делать этого не стоит, так как наверху нет места для разворота. А подниматься пешком от дороги нужно около двух часов.
И вот мы увидели крепость где-то в облаках высоко-высоко над головой. Два туда это значит минут тридцать, не меньше, обратно. Жара. Палящее солнце. Облака не спасают. И... Мы поехали! Дорога на одну машину. Мест для разъезда нет в принципе. Резкий набор высоты. С одной стороны стена, с другой отвесный обрыв глубиной в пару-тройку сотен метров. Но и миниплощадка для разворота наверху имелась!

Караундж или Зорац-Карер
Вновь окаменевшие "зубы дракона", рассеянные по полю.
Другая версия, с учётом абсолютно круглых сквозных отверстий, ровно по одному, вверху большинства камней... Это девушка-великан уронила ожерелье, когда перетёрся трос (нитка в её масштабах), и бусины-валуны рассыпались по земле. Версии обе мои и, настаиваю, весьма правдоподобны! Местную не знаю, не успел поинтересоваться. Очень жарко и пыльно там было.

Караван-сарай вдоль одной из веток древнего шёлкового пути

Озеро Севан встретило нас грозой, порывами ветра и стремительно летящими над водой облаками. И это всё при огромном столпотворении людей и машин. Что ж, мы оказались на берегу в воскресенье. Ожидать другого и не могли. Поэтому не сильно впечатлило.

Обсерватория. Астрофизическая... Ну не сложилось! Хотя о посещении договаривались заблаговременно ещё из Москвы.
Мы приехали, ведомые навигатором к огромному куполу телескопа в глубокой темноте. Сотовой сети нет. Друзей нет. Вход закрыт... Потом на некотором отдалении нашлась зона слабого, но приёма. Друзья говорят, мол давно приехали, а нас нет. И они уже на экскурсии... Другая карта. Другой навигатор. Покружили. Нашли. Оказывается, у обсерватории несколько объектов, относительно недалеко расположенных. Но Google знает одну локацию, а Maps.me другую. Пока разобрались, у меня настроение к астрологии
пропало напрочь. Пошли жена с дочкой. Посему от себя ничего не скажу. Ни хорошего, ни иного.

Джермук. По фото ожидал "близнеца" Кисловодска и Боржоми. Но ошибался. Никакого столпотворения. Очень тихо. Минимальное количество людей создает умиротворённость и  ощущение простора. Не уверен, что это желанное положение дел для самого курорта, но для моего восприятия очень!
Водопад в городской черте очень нежный!
Завершением стала ночь в Дилижане. Наконец-то удалось выпить массово разрекламированного одноимённого с городом пива. Хвалили везде. Но смогли купить только здесь! На любителя. Мне больше Kilikia понравилась.
И поутру мы выехали в сторону Грузии. По пути посетили два монастыря (названы выше) и озеро Парз, разрекламированное, как очень уютное и тихое. Но вдоль берега центр развлечений на все вкусы. Это больше подходит для отдыха в течение целого дня семьёй или большой компанией.

Tags: armenia, georgia, photo, travel, video, Армения, Бермамыт, Грузия, фото, читать